Последние тенденции в ИТ образовании

Сейчас можно отчетливо выделить пять тенденций, которые сформировались в образовании. Они общие для всех университетов и частей страны. Они касаются и самого учебного процесса, и взаимоотношений академической и бизнес-среды, и глобальной стратегии развития украинских вузов.

Тенденция 1: Переход на английский

Правила, принятые в вузах Украины, предписывают преподавание на украинском. Большинство студентов это приветствует, более того — трепетно относится к вопросу использования украинского языка. Но в то же время он может быть проблемой, в частности, для иностранных студентов, число которых постоянно увеличивается. В каждом семестре по несколько студентов обращаются с просьбой читать лекции по-русски или по-английски. Поскольку возврат к преподаванию на русском языке выглядит маловероятным, выход, к которому подталкивает и сама IT-индустрия — переход на английский.

Тенденция 2: Поляризация

Поляризацию образовательной системы можно заметить как читая официальные документы Министерства образования, так и наблюдая за повседневной жизнью университетов. Свежие постановления в области образования доказывают, что от украинской системы ждут подготовки людей достаточно низкой квалификации. Требования к детям младшего возраста и школьникам последовательно снижаются, и будущие специалисты получают все меньше навыков конкурентной борьбы. Это один полюс, где концентрируются интересы большей части общества: большинство людей не видит своих детей учеными или вообще людьми с блистательными знаниями. Их устроит, если в будущем дети смогут выполнять посильную и хорошо оплачиваемую работу, даже оставаясь на третьих-четвертых ролях. Тем не менее есть и другая заметная часть общества, в которой принято хотеть для своих детей другого будущего. Она существовала еще во времена советской школы, и сейчас ее представители готовы побороться за то, чтобы уровень университетов на родине поднялся до мировых стандартов.

Я вижу, что в ближайшие годы тенденция к поляризации сохранится, и достаточно скоро у нас возникнут две параллельных и полярных системы образования. Возможно, это будет достигнуто за счет дальнейшей автономизации университетов. Нас ожидает упорная борьба, итогом которой, однако, станет мирное сосуществование вузов, готовящих специалистов принципиально разного уровня. Собственно, это давно можно наблюдать на Западе.

Тенденция 3: Слияние c индустрией

IT-индустрия Украины озабочена оттоком молодых кадров в соседние страны, в первую очередь в Польшу. Это заставляет компании ещё активнее задумываться о воронке продаж своих рабочих мест для студентов — завтрашних айтишников. Поэтому индустрия пытается идти в университеты, предлагает свои лекции и практические занятия. Однако вместо того, что она хочет получить, индустрия получит опыт.

Я не буду вдаваться в детали распространенных заблуждений о способности IT-инженеров преподавать. Но скажу о том, что, возможно, известно ещё не всем: у ведущих американских компаний бытует такая форма взаимодействия с университетами, как ревью кода, написанного студентами в учебных проектах. Вот она, золотая жила IT-рекрутинга!

Учебная практика в западных университетах обычно продолжается все три летних месяца, проводят ее крупные компании, они же выплачивают компенсации студентам. Организация такой практики в Украине потребует серьезных изменений в учебном процессе, но я думаю, что скоро университеты все же пойдут на сотрудничество с участниками рынка.

Cамим IT-компаниям любого масштаба тоже стоит объединяться, в том числе и для решения проблем профессионального образования. Сейчас практически во всех крупных IT-регионах Украины: Харькове, Киеве, Львове, Одессе и Днепре — созданы так называемые IT-кластеры. Например, центр разработки DataArt в Днепре вот уже год как курирует в местном кластере (14 компаний) направление, связанное с образованием.

Тенденция 4: Дистанционное образование

IT-компании давно мечтают о том, чтобы университеты предлагали более современное образование. Иными словами, чтобы во время учебы студентам давали знание технологии, и после приема на работу их бы не приходилось доучивать. Но в университетской системе места для этого нет и не предвидится: учить скоропреходящим технологиям в них, вероятно, не будут никогда. Воплотить мечту способно достаточно подвижное дистанционное образование, которое может закрыть разрыв между фундаментальными университетскими знаниями и теми технологиями, знания которых требует современная IT-индустрия. Вот она — нейтральная территория для плодотворного сотрудничества, которую так долго искали университеты и IT-компании.

Тенденция 5: Олимпиады по программированию

Конкурирующим за студентов университетам нужны очевидные критерии оценки собственной деятельности. Рекламируя себя, они вынуждены искать понятный во всем (IT-) мире способ доказать свою состоятельность. И определенный стандарт, который отличает передовые университеты, — участие в олимпиадах по программированию. Пока многие относятся к этому показателю скептически, но я вижу в возрастающем значении олимпиад мировую тенденцию. Хотя спортивное программирование — область со своей спецификой, успех на таких соревнованиях в целом был и остается достаточно объективным подтверждением качества подготовки IT-специалистов. Ведь на победу сам университет повлиять не может: здесь есть сформировавшееся международное сообщество и система мгновенных оценок, гласная и закрепленная сорокалетней традицией.

У украинских университетов успехи на международных олимпиадах уже есть: равняясь на опыт передовых университетов — в первую очередь российских, китайских и североамериканских, — они выставляют команды, занимающие призовые места в финале мирового первенства по спортивному программированию. Интерес украинских университетов к олимпиадам по программированию растёт: в 2014 году в главном мировом турнире приняли участие 150 команд из Украины, в 2015-м их уже было 200, в 2016-м — 240. В 2017 году количество украинских команд достигло 265. При этом общее число участников во всём мире растёт на 10-20 % в год.

Отношение IT-компаний к олимпиадам тоже эволюционирует. В течение нескольких десятилетий крупнейшие из них (IBM, Apple, AT&T, Microsoftetc.) спонсировали международные турниры. В последнее время многие компании стали делать собственные олимпиады, формально предназначенные для всех желающих, но рассчитанные на тех же студентов и молодых аспирантов. Достаточно назвать «MicrosoftImagineCup», «Intel® ModernCodeChallenge», «GoogleCodeJam», «FacebookHackerCup», «VK Cup», «Яндекс.Алгоритм», «RussianCodeCup» от Mail.ru, хотя сейчас свои соревнования организуют не только гиганты, но и компании более скромных масштабов. Интерес к олимпиадам очевидно растет, как со стороны университетов, так и со стороны самой индустрии.

19.09.2017